Управление общественных связей
мэрии города Новосибирска
8 (383) 229-67-54

Проект

«СРЕДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ: адаптация детей из Средней Азии в школах г. Новосибирска»

Номинация: 
Направление: 
Адаптация и интеграция в городское сообщество представителей разных национальностей
Район реализации проекта: 
Октябрьский район
Код проекта: 
Ю2-4-07970
ФИО автора проекта: 
Джурабаева Гулнора Кахрамановна
Срок реализации: 
с марта 2019 - по ноябрь 2019

Организация


Краткая аннотация проекта: 
Прошедшая перепись в 2010 подтверждает, что г. Новосибирск многонационален и в связи с этим, проблема, связанная с данными детьми актуальна. Приведем в качестве примера, данные распределения населения по национальности и владению русским языком, мы подобрали из огромного перечня те национальности, которые проживают в НСО и г. Новосибирске.
Городское и сельское население (чел.)
Национальности Численность лиц соответствующей национальности из них владеют русским языком
Киргизы 103422 97617
Таджики 200303 188958
Узбеки 289862 272049
Не все представители этносов владеют русским языком и для многих из них, проживая не один год, а большинство перечисленных являются коренными народами России. Это является большой проблемой, с которой сталкивается педагог, который привык работать по учебникам и программам ориентированных на детей, для которого данный язык является родным. А когда, к примеру, появляется в школе ребенок-инофон, ему придется перестроить учебный процесс, скорректировать тематическое планирование, не изменяя при этом образовательные программы, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, при этом обеспечивая ли
Исполнители проекта: 
Джурабаева Гулнора Кахрамановна, канд.экон.наук, доцент НГТУ, Глава НОВОСИБИРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "УЗБЕКСКО-РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР".
Касенова Надежда Николаевна, канд.пед.наук, доцент НГПУ
Планируется издание коллективной монографии с представлением полученных результатов, предъявление результатов исследования на научных мероприятиях различного уровня.
Постановка проблемы: 
На сегодняшний день с увеличением миграционных потоков из бывших республик СССР и других государств, а также в связи с демографическими изменениями, вызванными порой вынужденным переездом из родного региона в другой крупный город страны, для стабильного заработка, становится одним из главных направлений на уровне государства.
Переезжая в более крупный мегаполис, семья в первую очередь старается устроить своего ребенка в образовательные учреждения (детский сад, школа, дома творчества и т.д.). Вследствие данного обстоятельства именно педагоги сталкиваются с необходимостью обучения данных детей.
Дети приходят с разным уровнем владения русским языком: детей-инофоны (носители иностранного языка и соответствующей картины мира); дети-билингвы (владеющие двумя языками одновременно), дети-мигранты (дети переселенцев с других государств, чаще всего из за экономической, политической, национально правовой нестабильности).
Уточняя данные понятия, дети-мигранты, могут быть одновременно и билингвами и инофонами, т.е. все будет зависеть от семьи, на каком уровне знания русского языка находятся родители. В основном, в большинстве российских школ встречаются дети-билингвы, но и встречаются дети-инофоны, которые не владеют государственным языком РФ.
В связи с данной проблемой из школ и детских садов г. Новосибирска в НГПУ поступают запросы об организации курсов повышения квалификации для работы с таким контингентом детей.