Город добрых

Новосибирск как город возник благодаря строительству Великого Сибирского рельсового пути, решение о начале которого было принято в 1891 году после двух десятилетий рассмотрения вариантов строительства. Строительство Сибирской железной дороги велось и с запада как продолжение существующей сети железных дорог, и с востока из Владивостока, и разбито было на несколько участков, в частности на Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Строительство первой было начато в 1892 году от станции Челябинск и до реки Обь (с запада). Строительство второй начато в 1893 году со станции Обь (с 1960 года — Новосибирск-Главный) на правом (восточном) берегу реки Оби в восточном направлении[11].

 
Лагерь поселенцев в Кривощёково, 1890-е

 
Поселенцы в Кривощёково, 1890-е

Первым русским поселением на территории современного Новосибирска был Никольский погост, позже получивший название Кривощёково. Село Большое Кривощёково и деревни, составляющие Кривощёковскую слободу, административно входившие к началу строительства в Кривощёковскую волость Томского уезда Томской губернии, находились на левом берегу Оби «в 3 верстах ниже устья Ини»[12] на участке, зажатом ныне между Димитровским и Октябрьским мостами. В этой же волости, но на правом берегу реки Оби, находилось небольшое селение Гусевка в 24 двора и со 104 жителями (предположительно Кривощёковский выселок).

К 1896 году Западно-Сибирская железная дорога была достроена до Оби и построена станция Кривощёково (с 1960 года — Новосибирск-Западный)[13], станция располагалась в 1 версте от села. В 1897 году был открыт для движения построенный железнодорожный мост через реку Обь. Наличие железной дороги, инфраструктуры станции способствовало притоку населения в село. Так, за несколько лет число жителей села увеличилось с 685 до 2000[14][15][16]Кривощёковская слобода включена в состав города Новосибирска только 20 октября 1930 года, получив название Заобский район (с 1934 года — Кировский)[17][18].

В 1893 же году начинается строительство железнодорожного моста через реку Обь Западно-Сибирской железной дороги, первого участка Обь — Красноярск Средне-Сибирской железной дороги, начинается строительство первой её станции Обь[комм. 1] недалеко от Гусевки на правом берегу Оби[19][20]. Прибывавшие на строительство рабочие из ТобольскойТомскойЕнисейской губерний и из европейской части России начинают строить жильё в этом поселении, а также самовольно строить рядом с ним на землях отведённых для строительства дороги и его инфраструктуры. Стихийно возникшее поселение начинают называть Новой деревней, в 1894 году его называют уже Александровский[21]. С целью урегулирования вопросов миграции и размещения населения в 1895 году Кабинетом Его Императорского Величества был произведён отвод земель возле устья реки Каменка площадью в 1600 десятин в 3 верстах от строящейся железнодорожной станции, а посёлок переименован в Ново-Николаевск. Считается, что 30 апреля (12 мая1893 года прибыла первая партия рабочих для строительства жилья для рабочих которые начнут прибывать для строительства моста, этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска. Впрочем в то время Новониколаевск строился на личных землях дома Романовых, за которую будущий город должен был расплачиваться и даже участок под строительство железной дороги пришлось выкупать у императорской семьи. Жители платили высокие налоги в казну города, чтобы выплатить долги императорскому семейству. Безвозмездно были пожалованы земли общего пользования – улицы, площади, выгон для скота и место под церковь и кладбище. Стоимость земли под Новониколаевском оценили в 600 тысяч рублей, которые требовалось выплатить в течение 20 лет[1]. Бремя прекратилось с революцией 1917 года.

Наши партнёры