Город добрых
Новосибирск как город возник благодаря строительству Великого Сибирского рельсового пути, решение о начале которого было принято в 1891 году после двух десятилетий рассмотрения вариантов строительства. Строительство Сибирской железной дороги велось и с запада как продолжение существующей сети железных дорог, и с востока из Владивостока, и разбито было на несколько участков, в частности на Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Строительство первой было начато в 1892 году от станции Челябинск и до реки Обь (с запада). Строительство второй начато в 1893 году со станции Обь (с 1960 года — Новосибирск-Главный) на правом (восточном) берегу реки Оби в восточном направлении[11].
Лагерь поселенцев в Кривощёково, 1890-е
Поселенцы в Кривощёково, 1890-е
Первым русским поселением на территории современного Новосибирска был Никольский погост, позже получивший название Кривощёково. Село Большое Кривощёково и деревни, составляющие Кривощёковскую слободу, административно входившие к началу строительства в Кривощёковскую волость Томского уезда Томской губернии, находились на левом берегу Оби «в 3 верстах ниже устья Ини»[12] на участке, зажатом ныне между Димитровским и Октябрьским мостами. В этой же волости, но на правом берегу реки Оби, находилось небольшое селение Гусевка в 24 двора и со 104 жителями (предположительно Кривощёковский выселок).
К 1896 году Западно-Сибирская железная дорога была достроена до Оби и построена станция Кривощёково (с 1960 года — Новосибирск-Западный)[13], станция располагалась в 1 версте от села. В 1897 году был открыт для движения построенный железнодорожный мост через реку Обь. Наличие железной дороги, инфраструктуры станции способствовало притоку населения в село. Так, за несколько лет число жителей села увеличилось с 685 до 2000[14][15][16]. Кривощёковская слобода включена в состав города Новосибирска только 20 октября 1930 года, получив название Заобский район (с 1934 года — Кировский)[17][18].
В 1893 же году начинается строительство железнодорожного моста через реку Обь Западно-Сибирской железной дороги, первого участка Обь — Красноярск Средне-Сибирской железной дороги, начинается строительство первой её станции Обь[комм. 1] недалеко от Гусевки на правом берегу Оби[19][20]. Прибывавшие на строительство рабочие из Тобольской, Томской, Енисейской губерний и из европейской части России начинают строить жильё в этом поселении, а также самовольно строить рядом с ним на землях отведённых для строительства дороги и его инфраструктуры. Стихийно возникшее поселение начинают называть Новой деревней, в 1894 году его называют уже Александровский[21]. С целью урегулирования вопросов миграции и размещения населения в 1895 году Кабинетом Его Императорского Величества был произведён отвод земель возле устья реки Каменка площадью в 1600 десятин в 3 верстах от строящейся железнодорожной станции, а посёлок переименован в Ново-Николаевск. Считается, что 30 апреля (12 мая) 1893 года прибыла первая партия рабочих для строительства жилья для рабочих которые начнут прибывать для строительства моста, этот момент принято считать официальной датой рождения Новосибирска. Впрочем в то время Новониколаевск строился на личных землях дома Романовых, за которую будущий город должен был расплачиваться и даже участок под строительство железной дороги пришлось выкупать у императорской семьи. Жители платили высокие налоги в казну города, чтобы выплатить долги императорскому семейству. Безвозмездно были пожалованы земли общего пользования – улицы, площади, выгон для скота и место под церковь и кладбище. Стоимость земли под Новониколаевском оценили в 600 тысяч рублей, которые требовалось выплатить в течение 20 лет[1]. Бремя прекратилось с революцией 1917 года.