Управление общественных связей
мэрии города Новосибирска
8 (383) 229-67-54

Проект

Прием заявок в этом году завершен

Родной язык -- источник вдохновения

Номинация: 
Направление: 
Cохранение духовно-нравственных ценностей, развитие культур и языков народов, проживающих в городе Новосибирске
Район реализации проекта: 
гор. Новосибирск
Код проекта: 
Ю2-2-10510
ФИО автора проекта: 
Людмила Аркадьевна Монахова
Срок реализации: 
с марта 2025 - по ноябрь 2025

Организация


Краткая аннотация проекта: 
2025 год очень важен для России и всех стран, освободившихся от фашизма. 80-летие Великой Победы объединяет нас ещё и вокруг русского языка, языка народа-победителя и освободителя. Но вместе с русскими победу приближали грузины, армяне, чеченцы, ингуши, татары, дагестанцы, одним словом, -- представители всех народов огромной и многонациональной России и Советского Союза. Но языком, понятным каждому солдату был, конечно, русский. Все 80 лет, прошедшие после Победы, мы говорим о необходимости сохранения русского языка, его многообразия, чистоты, глубины. Каждый народ России озабочен сегодня сохранением родного языка, так как он несёт идентичность, мудрость, культуру нации, даёт ей силы и вдохновение для дальнейшего развития и совершенствования. Фонд "Родное слово" заботится, прежде всего, о поддержке русского языка, но постоянно и последовательно поддерживает существование и развитие языков народов России. Целый комплекс мероприятий в рамках заявленного проекта будет способствовать укреплению позиций русского языка и языков народов России: празднование Дня русского языка России во всех районах города Новосибирска, чтение в этот день произведений А. Пушкина и стихов о Великой Отечественной войне на разных языках (Парки Пушкина), акция "Читаем Пушкина в метро", онлайн-марафон "Новосибирск читает Пушкина", проведение курсов русского языка для взрослых, организация конкурса творческих презентаций "Гимн России своими словами".
Исполнители проекта: 
Основной исполнитель -- Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово» при поддержке социальных партнёров: филологического сообщества Новосибирска, Министерства культуры и Министерства образования Новосибирской области, департамента образования и департамента культуры мэрии Новосибирска, вузов, Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий, Новосибирской государственной филармонии, МУП "Новосибирский метрополитен", Центра русского языка НГОНБ и др. В команде проекта работают доктора и кандидаты филологических наук Н. Максимова, О. Маркасова, И. Кузнецов, С. Колесова и др., учителя и преподаватели, библиотечные специалисты, студенты, деятели культуры. Ежегодно командой фонда реализуется до 7 образовательно-просветительских проектов в рамках уставных целей и задач. Все проекты направлены на актуализацию интереса к русскому языку, языкам народов России, классической литературе как краеугольным камням национальной политики РФ.
Постановка проблемы: 
В России самобытные культуры никогда не пытались перемешать, всегда ценили уникальность каждого народа и относились к национальным языкам с уважением. У каждого из нас есть понимание, что язык любого народа бесценен, а русский при этом является родным для всех граждан России. Русский язык ничем заменить нельзя: он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Если национальные языки помогают сохраняться этносам, то русский –- сплачивает этносы в единый народ, который у нас разнообразен по крови, но неделим по духу. Русский язык сегодня, как и раньше, и в дальнейшей исторической перспективе, остаётся языком межнационального общения, языком государствообразующего народа страны, обеспечивающим единство, согласие и развитие великой России.
Но нас не могут не волновать и существующие проблемы в области языка, речевой культуры, поддержки языков народов страны в семьях: мы видим наличие проблем в вопросах обучения детей родным языкам (непонимание молодыми родителями важности этого процесса), возможности факультатива в ведении предмета «Родной язык», снижении качества письменного и устного русского языка, в падении уровня общей языковой культуры, латинизации языкового пространства, в засилье англицизмов, недостаточном внимании молодых родителей в вопросах поддержки книги и чтения, в замене живого чтения детям сказок на аудиосказки, использовании комиксов в раннем возрасте, скудности детской речи.